Работа с одаренными детьми на 2019-2020 учебный год.
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. При характеристике познавательных возможностей учащихся используются такие понятия как способность, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Основные направления работы:
Формы работы с одаренными учащимися:
Условия успешной работы с одаренными учащимися
— учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
— учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
— учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
— учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися
5. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.
В целях обеспечения благоприятных условий для реализации способностей, интересов обучающихся, ранней профилизации в рамках выполнения Программы работы с одаренными обучающимися и выявления наиболее способных обучающиеся школы принимают участие в олимпиадах различных уровней, Научно-практических конференциях, конкурсах.
№ п/п |
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1. | 1. Реализация коррекционно-развивающей программы интеллектуальной сферы и креативности учащихся | Учителя, психолог. | |
1.1. | Накопление банка данных «Одарённые дети». Ведение картотеки учащихся, проведение опроса учителей, классных руководителей методом независимой характеристики | В течение года | Учителя,психолог |
1.2. | Подбор и изучение психологической литературы для проведения диагностики среди учащихся |
Сентябрь Ноябрь |
Учителя, психолог. |
1.3. | Проведение диагностики среди учащихся 1-4 классов | Учителя, психолог. | |
1.4. | Работа по выявлению одарённых и талантливых учащихся, их способностей | В течение года | Учителя, психолог. |
1.5. | Проведение анкетирования одарённых детей по различным проблемам, актуальным для школы | 2 раза в год | психолог |
1.6. | Собеседования с учителями, работающими с одарёнными детьми | Постоянно | Зам. директора по УВР |
1.7. | Организация и проведение психологических тренингов среди старшеклассников по выявлению интеллектуальных способностей | В течение года | Педагоги-психологи |
1.8. | Оказание консультативной помощи семье, детям по проблемам обучения | В течение года | психолог |
1.9. | Организация работы с одарёнными учащимися по развитию личности, коммуникативных способностей через психологические часы | Постоянно | Учителя, психолог. |
1.10. | Организация и проведение психологических тренингов среди старшеклассников по выявлению интеллектуальных способностей | В течение года | Учителя, психолог. |
2. | 2. Организация мероприятий по развитию интеллектуально-творческих способностей | Учителя, психолог. | |
2.1. | Вовлечение детей в творческие кружки, студии | До 20.09.2019 | Кл. руководители |
2.2. | Конкурсы творческих работ (сочинений, рисунков, прикладного искусства) | По плану работы |
Зам дир. по УВР |
2.3. | Проведение конкурсов по предметам на выявление одарённых и талантливых детей, участие в олимпиадах различного уровня | В течение года | Зам дир. по УВР |
2.4. | Проведение смотров, конкурсов художественной самодеятельности | По плану работы | зам. директора по УВР |
2.5. | Проведение предметных недель, организация конкурсов интеллектуалов, эрудитов, «Умницы и умники». | По плану работы | Зам дир. по УВР |
2.6. | Проведение конкурса «Ученик года» | По плану работы | Зам дир. по УВР |
2.7. | Работа учащихся 5-9 классов над итоговым индивидуальным проектом | в течение года | Учителя, классные руководители |
2.8. | Участие в районных конференциях, конкурсах, исследовательских проектах. | в течение года | Учителя, классные руководители |
2.9. | Общешкольная научно — практическая конференция по защите ИИП | Апрель 2020 | Учителя, классные руководители |
2.10. | Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. | Постоянно | Учитель информатики |
2.11. | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми. | Апрель 2020 | Учителя, классные руководители |
2.12. | Распространение опыта работы с одаренными детьми. | В течение года | Учителя, классные руководители |
3 | 3. Организация мероприятий по развитию физической сферы развития детей | ||
3.1. | Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки | сентябрь | Классные руководители, учителя физической культуры |
3.2. | Проведение спортивных конкурсов и соревнований | В течение года | Классные руководители, учителя физической культуры |
4. | 4. Поддержка и развитие интеллектуально-творческих способностей детей | Учителя | |
4.1 | Развитие критического, рационального мышления детей на уроках | В течение года | Учителя |
4.2. | Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности | В течение года | Учителя, классные руководители |
4.3. | Проведение классных интеллектуальных мероприятий | В течение года | Учителя, классные руководители |
4.4. | Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности. | постоянно |
Зам директора по УВР |
4.5. | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей. | Постоянно | Учителя, классные руководители |
5. | 5. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности |
Учителя, классные руководители |
|
5.1. | Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад. | постоянно | Учителя, классные руководители |
5.2. | Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления). | В течение года | Учителя, классные руководители |
5.3. | Отправление благодарственных писем родителям. | В течение года | Классные руководители |
5.4. | Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях. | В течение года |
Классные руководители |
6 | 6. Материально-техническое и информационное обеспечение. | ||
6.1 | Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС. | постоянно |
Зам.директора по АХЧ Классные руководители |
6.2. | Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной, и художественной литературой. | В течение года | Зав. библиотекой |
6.3. | Подключение школы к сети INTERNET | В течение года | Директор школы |
6.4. | Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами. | В течение года | Директор школы |
Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры.
Определение с будущей профессией — это важный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. В современном мире, где выбор профессий огромен и порой сложно сориентироваться, необходимо уделить внимание интересам, талантам и личным целям ребенка. Как родителям и педагогам помочь детям найти свою «призвание»? Какие шаги предпринять, чтобы сделать этот процесс более осознанным и менее тревожным?
Хорошим помощником становится федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста.
Федеральный проект «Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Цель — сформировать у учащихся средней и старшей школы навыки по осознанному выбору будущей профессии. Проект «Билет в будущее» направлен на профессиональную ориентацию учеников 6–11-х классов.
В 2019 году к проекту присоединилась Ростовская область.
На сегодняшний день в Ростовской области продолжается реализация единой модели профориентации - «Билет в будущее», которая нацелена на помощь школьникам в выборе профессионального пути. Проект предоставляет учащимся возможность получить практические навыки и познакомиться с различными профессиями через профдиагностики, профмероприятия и занятия «Россия-мои горизонты».
В 2024-2025 учебном году в МБОУ «Школа № 88» принимают участие _8(количество классов) классов, 196 школьников. «Билет в будущее» также включает в себя использование цифровых платформ, где ребята могут проходить диагностики на определение склонностей и интересов, а также изучать информацию о профессиях. Уже 80 учеников прошли основные профдиагностики: «мои интересы» и «мои ориентиры».
Наша школа активно сотрудничает с предприятиями и организациями, чтобы создать для детей реальные условия для осознания своих интересов и талантов. Уже 60 школьников приняли участие в профориентационных мероприятиях - онлайн экскурсии, профпробы которые позволяют школьникам непосредственно общаться с представителями профессий и получать ценные советы и представления по выбору будущей специальности. Возможность знакомства с профессиями и общения с опытными специалистами своего дела дают школьникам из Ростова-на-Дону мероприятия проектного офиса «Образовательный Альянс Южной Столицы», интегрированные в единую модель профориентации.
Педагоги-навигаторы провели 7 уроков «Россия-мои горизонты» по темам: «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения», «Открой своё будущее», «Познаю себя», «Россия аграрная: растениеводство, садоводство», «Россия индустриальная: атомная промышленность», «Практико-ориентированное занятие», «Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание».
Единая модель профориентации направлена на то, чтобы подростки могли сделать более осознанный выбор будущей профессии, что, в свою очередь, положительно скажется на качестве профессионального образования и подготовленных кадров в регионе. Впереди еще много активностей, профориентационных мероприятий, которые продолжают реализовываться дорожной картой Ростовской области.
Проект «Билет в будущее» помогает лучше ориентироваться в мире профессий, а также трендах развития профессий будущего, осознанно подойти к выбору своего профессионального пути; помогает раскрыть твои возможности; формирует готовность к профессиональному самоопределению; поддерживает в построении маршрута к твоей профессии. Ты сможешь получить рекомендации по выбору пути профессионального развития по итогам тестирования и участия в практических пробах после того, как заполнишь тесты. Этими результатами можно пользоваться, чтобы лучше понять и выбрать, какие профессии подходят именно для тебя. Подробнее про ценность «Билета в будущее» можно почитать на главной странице https://bvbinfo.ru